Бухгалтерская экспертиза
Исследование записей бухгалтерского учета
Объекты исследования:
· первичные документы – платёжные поручения, приходные, расходные кассовые ордера, накладные на отпуск и получение товара, товарно-транспортные накладные, акты выполненных работ, платёжные, расчётные ведомости, квитанции, чеки и прочее;
· регистры бухгалтерского учета – главные книги, журналы-ордера, оборотные ведомости, карточки аналитического учёта;
· материалы инвентаризации – инвентаризационные описи, сличительные ведомости, отчёты материально-ответственных лиц, акты сверки задолженностей и пр.;
· отчётность бухгалтерская и налоговая – бухгалтерский баланс и приложение к нему, налоговые декларации, финансовые отчёты, отчёт о движении капитала, отчёт о прибылях и убытках, расчёты налогов и других обязательных платежей и взносов и пр.;
· организационно-распорядительные документы – приказы, регламентирующие производственную, финансовую и хозяйственную деятельность, в том числе учётную политику хозяйствующего субъекта, распоряжения, поручения;
· различные виды договоров, контрактов;
· ценные бумаги (акции, векселя, облигации и пр.);
· документы учета контрагентов и смежников (поставщиков, покупателей, транспортных организаций, банков и др.), необходимые для проведения встречной проверки.
· записи в документах чернового (неофициального) учета – блокноты, тетради материально-ответственных лиц.
· иные материалы дела (акты ревизий, аудиторских и налоговых проверок, заключения экспертов других специальностей, если они содержат исходные данные для ответа на поставленный вопрос).
Задачи, решаемые в рамках данного вида экспертизы:
· установление факта отражения (неотражения) хозяйственных операций в документах бухгалтерского учета;
· установление соответствия отражения совершенных операций правилам ведения учета;
· установление соответствия экономического содержания операций их отражению в учетных и отчетных документах хозяйствующего субъекта;
· выявление фактов (признаков) искажения учетных данных и определение степени их влияния на показатели деятельности;
· установление соответствия данных аналитического и синтетического учета данным первичных документов, сводных и итоговых отчетных документов;
· установление наличия/отсутствия расхождений между данными учетных документов по приходу и расходу товарно-материальных ценностей и денежных средств и данными инвентаризационных документов;
· определение размера заработной платы, начисленной, подлежащей к выплате и фактически выплаченной
· установление фактических данных о начисленной, подлежащей выплате и выплаченной заработной плате, задолженности по заработной плате;
· установление целевого использования предоставленных денежных средств (бюджетных, кредитных, заемных);
· установление разницы между стоимостью оплаченных работ по договору и стоимостью фактически выполненных работ по капитальному ремонту, строительству (с учетом заключения эксперта-строителя) и т.д.
· определение финансовой возможности исполнить хозяйствующим субъектом свои обязательства по выплате заработной платы, уплате налогов и сборов, погашению задолженности по займам и кредитам, задолженности перед контрагентами и т.д.;
· индексация не полученных своевременно денежных средств в виде заработной платы, пенсий, пособий, алиментов;
Типовые вопросы, которые могут быть поставлены перед экспертом:
- Соответствуют ли данные отчетности организации первичным документам?
- Какая сумма задолженности по заработной плате сформировалась за период?
- Имеется ли недостача товарно-материальных ценностей и денежных средств, находящихся на ответственном хранении материально-ответственных лиц за период?
- Имелась ли у организации финансовая возможность выплатить заработную плату, уплатить налоги и сборы, погасить задолженности по займам и кредитам и перед контрагентами, исполнить решение суда?
- В полном ли объеме отражены совершенные хозяйственные операции организации на счетах бухгалтерского учета