Лингвистическая экспертизаИсследование продуктов речевой деятельностиОбъекты исследования:- продукты речевой деятельности (от одного слова до целого текста или группы текстов), зафиксированные в письменной форме (в том числе устные тексты, записанные с помощью букв).
- креолизованные тексты (изображение + текст);
- аудиозаписи, видеозаписи и др.
Типовые вопросы, решаемые в процессе проведения лингвистической экспертизы:Экспертиза по делам об оскорблении.Объекты исследования:- Содержатся ли в словах, высказываниях лингвистические признаки унизительной оценки лица?
- Если да, то имеются ли в словах, высказываниях лингвистические признаки неприличной формы выражения?
Экспертиза по делам о клевете и защите чести, достоинства и деловой репутации. Объекты исследования:- Содержится ли в тексте негативная информация о лице [указать Ф.И.О.]?
- Какова форма выражения этой информации: утверждение о фактах и событиях, мнение, предположение, вопрос, оценочное суждение?
Экспертиза по делам об угрозе и вымогательстве. • Содержится ли в высказывании/тексте значение угрозы совершением действий [конкретизировать действие исходя из уголовноправовой нормы]?
• Содержится ли в высказывании/тексте лингвистические признаки угрозы совершением действий [конкретизировать действие исходя из уголовно-правовой нормы]?
Экспертиза по делам о склонении к совершению самоубийства. Исходя из названия нормы, а также ее диспозиции, юридическое значение будут иметь вопросы о побуждении к совершению самоубийства, убеждении в необходимости совершения самоубийства, а также вопросы о конкретных речевых действиях, перечисленных в диспозиции нормы (уговоры, предложения, советы, указания, информирование о средствах или орудиях совершения самоубийства, обещания скрыть средства или орудия совершения самоубийства).
Экспертиза по делам о взяточничестве и иных коррупционных преступлениях. В рамках лингвистических экспертиз по данной категории дел решаются основные задачи, связанные с установлением (1) смыслового содержания диалогического текста, выявлением (2) предметного содержания разговора и его (3) коммуникативных характеристик.
Экспертиза по делам о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности • Каковы основные темы переписки между коммуникантами?
• Обсуждаются ли в ходе переписки сексуальные темы, сексуальные действия, возраст коммуникантов и др.?
• Содержатся ли в переписке побуждения к совершению сексуальных действий?
• Содержатся ли в переписке лингвистические признаки угрозы, если да, то какие и в чей адрес? и др.
Экспертиза по делам, связанным с противодействием экстремизму и терроризму (совместно с экспертом-психологом). - Содержатся ли в тексте лингвистические и психологические признаки побуждения (в том числе в форме призыва) к каким-либо действиям (в том числе насильственным, дискриминационным) против какой-либо группы, выделенной по национальному, религиозному, социальному и другим признакам, или ее представителей?
- Содержатся ли в тексте лингвистические и психологические признаки побуждения (в том числе в форме призыва) к каким-либо разрушительным действиям?
- Содержатся ли в тексте лингвистические и психологические признаки пропаганды исключительности, превосходства, неполноценности человека по признаку пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе?
- Содержатся ли в тексте лингвистические и психологические признаки пропаганды идеологии насилия в целях оказания воздействия на решения органов власти?
- Содержатся ли в тексте лингвистические и психологические признаки обоснования национального и (или) расового превосходства?
- Содержатся ли в тексте лингвистические и психологические признаки оправдания идеологии насилия и/или разрушительных действий, совершаемых в целях оказания воздействия на органы власти?
- Содержатся ли в тексте лингвистические и психологические признаки оправдания практики совершения действий, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы?
- Содержатся ли в тексте лингвистические и психологические признаки оправдания каких-либо действий (в том числе насильственных, разрушительных) против какой-либо группы, выделенной по национальному, религиозному, социальному и другим признакам, или против представителей такой группы?
- Содержатся ли в тексте лингвистические и психологические признаки обвинения автором какого-либо лица в совершении каких-либо противоправных действий?
- Содержатся ли в тексте лингвистические и психологические признаки угрозы применения насилия?
- Содержатся ли в тексте лингвистические и психологические признаки угрозы совершения каких-либо насильственных, разрушительных действий (взрыва, поджога и др.)?
- Содержатся ли в тексте лингвистические и психологические признаки унижения человеческого достоинства по признаку пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе?
- Содержатся ли в тексте лингвистические и психологические признаки возбуждения вражды, ненависти (розни) по отношению к группе лиц, выделяемой по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе?